Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 10



В нашей философской литературе, особенно после публикации в «Вопросах философии» отрывка из рукописи Б. Шенкмана о духовном производстве (1966), это понятие получило широкое распространение. У Шенкмана оно шло от Марксова разделения производства на мате риальное и духовное, причем последнее можно было трактовать и просто как производство нематериального продукта, сознания и в более узком смысле как производство идеологии1.

Творчество в науке, искусстве, философии и т.д. рассматривалось как духовное производство. И в нашем восприятии интимная связь понятия духовности с религиозным сознанием (оно отчетливо звучит, например, в словах «духовная музыка») совершенно исчезала. Ныне эта тема по многим причинам приобрела новое звучание. Возникла потребность заново определиться с понятиями духовности, духовной деятельности, духовной культуры и их отношениями с наукой, с прогрессом объективного научного знания.

Самой широкой характеристикой духовности можно считать признание ее ценностным аспектом сознания, отражающим смысло жизненные экзистенциальные проблемы человека. В фокусе духовной сферы — человек как субъект и носитель культуры, как родовое суще ство и как индивидуальность, личность с ее системой ценностей. Духовность человека, бесспорно, следствие его социальности, она немыслима вне связи с другим, вне субъект-субъектного отношения: вне общения. Духовность нравственно окрашена, и все ее проблемы подлежат нравственной оценке. Мир, его свойства в этой сфере инте ресуют человека не сами по себе, а в их отношении к субъекту.

Основным и значимым для людей выражением интеллектуального начала в культуре современного общества является наука, научное знание, научная рациональность. Конечно, это начало присутствует и в других сферах культуры, но именно в науке оно выражено в «чистом виде». От науки в другие сферы сознания и культуры идут «волны» в виде научных знаний, научного стиля мышления, научных методов. Таким образом, интеллектуальное начало не ограничено областью науки.

1

Вот одна из трактовок: «Духовное производство можно определить как произ водство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специально вы деленными и внутри себя организованными группами людей — идеологическими слоями общества» (Духовное производство. М., 1981. С. 142).

Новости