Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 15



высказывают самые различные мнения об их наружности, местопре бывании, образе жизни. Однако это все частности. «Главное же в этом вопросе: живут ли боги в полном бездействии, ни во что не вмеши ваясь, совсем не заботясь о мире и об управлении им, или, напротив, они с самого начала все сотворили, и установили, и всем в мире до бесконечного времени управляют, и все приводят в движение»1. Не вмешивались в дела мирские боги Эпикура. У Ньютона Бог дал природе «первый толчок», а движение происходит по ее собственным законам. И вот та же самая тема с неожиданной стороны всплыла в наше время. Немецкий профессор Петер Хегеле выступил со статьей, посвященной богословской интерпретации т. н. антропного принципа, устанавливающего причинную связь между устройством нашей Вселенной и возникновением разумной жизни. П. Хегеле утверждает, что «возможно и теистическое толкование» этого принципа. Бог не только создал мир, но и поддерживает постоянство его законов. «Бог был активен не только «в начале»... Он является не только Творцом, но и Вседержителем мира»2.

Отсюда вывод, что духовное и интеллектуальное начала человече ской культуры не противоречат друг другу, вполне совместимы и что религия может даже опираться на науку. Эта позиция даже более ради кальна, чем позиция Канта, ограничивавшего знание, т. е. претензии теоретического разума (интеллектуального начала), чтобы оставить место вере, т. е. практическому разуму (религиозной духовности). У Канта мир знания и мир веры не пересекаются, а каждый выполняют свою функцию. Но в человеческом сознании и культуре должны присутствовать оба мира, иначе культура будет неполноценной. Решение Канта снимает даже возможность конфликта между знанием и верой, интеллектом и духовностью и в этом смысле поднимает их отношение на новый уровень по сравнению с предшествующей исто рией конфликтов и острых столкновений между ними, историей их вмешательства в дела друг друга. Величие Канта здесь проявилось в обосновании необходимости присутствия в культуре обоих начал и установления между ними гармоничных отношений. Мы можем

1

   Цицерон. Философские трактаты. М., 1997. С. 47.

2

   Хегеле П. Рассчитан ли космос на человека? // Поиск. 2001. № 5. С. 13.

Новости