Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 39



Для знания-воспроизведения свое «собственное» дело, где оно наиболее полно реализуется, — представлять субъектность иного как обращенного к мысли радикально внемысленного предметного содер жания мысли. А знание-конструирование наиболее адекватно реализу ется как выражение субъектности мысли, обращенной к иному. Хотя, конечно, обе эти формы знания могут выступать выражением и субъект ности мысли, и субъектности иного. Ведь первая и вторая субъектности только вместе образуют субъективность человека. Именно античная философия, породившая новый тип знания — конструирование, обна ружила, что субъектность человека образована двумя ипостасями: субъ- ектностью мысли и субъектностью иного. Причем как раз в Античности конструирование осуществляется обычно от имени иного.

Европейская культура еще в своем античном истоке содержит такую уникальную особенность преемственности культуры, которая предполагает постоянное переконструирование собственного начала. В диалоге «Тимей» упоминается, как египетский жрец отсылает Солона за пониманием событий, отраженных в мифах, на 90 веков назад, укоряя греков за их беспамятство: «И вы снова начинаете все сначала, словно только что родились, ничего не зная о том, что совершилось в древние времена в нашей стране или у вас самих»1. Европейской культуре свойственно отчетливое осознание того, что начало всегда ЕЩЕ ТОЛЬКО возникает, — оно начинается сейчас так же, как и всегда. Однако такое осознание становится особенно ярким и нарочито тема- тизируется именно в те периоды, когда происходит слом старого и становление нового типа субъективности. По-моему, подобная смена типа субъективности как раз и происходит в современном европейском знании (и культуре).

Европейская культура и есть собственно культура, в том специфи ческом смысле, что она и порождена философией, и конституирована ею же, и стержнем своим также имеет философию. Универсализм куль туры, тематизированный новоевропейской философией, с необходи мостью предполагает историзм. Подразумевается историзм в широком смысле слова — когда становление представляет собой уже не осла бленное подобие вечного бытия: теперь становление первично по

1

Платон. Соч.: В 3 т. Т. 3. Ч. 1. М., 1971. С. 463-464.

Новости