Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 41



философий. В этом сравнении я опираюсь на анализ, проделанный М.Б. Туровским1.

Прежде всего следует подчеркнуть, что все эти философии, с одной стороны, преемственны мифологии и религии, с другой стороны, отли чаются от них. Основным является отличие СПОСОБОВ ОБЪЕКТИ ВАЦИИ в религии и философии. Это действительно самое фундамен тальное различие: ведь человек всегда считал знание своей главной духовной силой. Её содержание состояло в поразительной способности человека преобразовывать объект в соответствии со своими целями, т. е. — в возможности объективировать знание (воплотить в объекте). Хотя всякое знание происходит из опыта, но непосредственно из него не удастся получить обобщенное знание, потому что опыт всегда есть конкретно-деятельное отношение человека к объекту. Так что труд ность получения знаний для человека составляет не само по себе добы вание эмпирического опыта, а задача обобщить и структурировать этот опыт, т. е. придать его результатам всеобщее и необходимое значе ние. Но последнее оказывается возможным, если объекты челове ческих воздействий представлены не непосредственно чувственно, а ОПОСРЕДСТВОВАННО, в виде системы способов их преобразо вания (т. е. в виде системы знания), соответствующих полагаемой чело веком цели.

Философия сразу зафиксировала различие двух видов знания. Одно знание — привычное повседневное, опирающееся на традицию, авто ритет, веру, и другое знание — рефлексивное, с системой доказательств, истинность которого обеспечена методом его конструирования. Главная забота философии — критерий объективности, или истинность, и метод ее достижения философия находит в диалектике, в логике. Итак, главное отличие состоит в том, что в религии и философии существуют разные формы отчуждения или объективации, выраженные различной укорененностью человеческих объяснений себя и мира: для фило софии — в самих объясняемых объектах, а для религии — в действиях творца. Естественно, речь не идет о восприятии религии верующим человеком, для которого она вовсе не является каким-либо «способом объяснения» мира, но о религии как одной из форм знания. Пред

1

Туровский М.Б. Лекции по истории философии (личный архив С.В. Туровской; лекции готовятся к публикации).

Новости