Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 50



цание — небытие как греческий аналог новоевропейской материи) вещей. С другой стороны, в «Тимее», конструируя Космос1 из геоме трических атомов, Платон отдает полновесную дань и воспроизве дению: Ум ПОДРАЖАЕТ Единому, Душа — Уму, а Космос — Душе (соответственно, вещи — эйдосам). Эта же концепция представлена в платоновской трактовке знания как припоминания эйдосов.

Дело не в том, что наряду с конструированием соприсутствует и воспроизведение. Это как раз само собой подразумевается, ведь конструирование и воспроизведение, выражающие в знании ипостаси субъективности человека (соответственно — субъектность мысли и субъектность иного), являются обязательными предпосылками друг для друга. Дело в том, что знание-воспроизведение (значит, и субъект ность иного) доминирует не только в мировоззренческой картине мира, но и в форме организации знания. Вообще мимесис (подражание) как форма воспроизведения полностью господствует в античной картине мира (знания)2.

И такое понимание себя разумом вовсе не безобидно, поскольку (как обнаружилось позже, уже в Новое время, а явно — в современной философии) КАК РАЗУМ СЕБЯ ПОНИМАЕТ, ТАКОВ ОН И ЕСТЬ, так он и действует в освоении мира и выстраивании общения и социума3. На протяжении всего огромного периода от возникновения философии до Нового времени предполагалось, что разум обладает некоторой неизменной конститутивной инвариантностью и просто понимает себя по-разному. И такая инварианта гарантирована изна

1

   Просто замечательная инверсия: полную волю своему конструированию Пла тон дает там, где конструирование осуществляется от лица Демиурга (иного), т.е. не на стороне субъектности мысли, а на стороне субъектности иного, где должно бы доминировать знание-воспроизведение. Еще более удивительно, что в превра щенном виде это повторяется у Канта, который использует термин «конструирова ние» только как конструирование понятий в математике, моделирующей варианты возможного творения мира, а синтез, осуществляемый трансцендентальным един ством апперцепции, или способностью суждения (в умозаключениях), т.е. — от лица субъектности мысли, он не называет конструированием.

2

   См., например: Лосев А.Ф. Подражание (mimesis) //Лосев А.Ф. История антич ной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. М., 1994. Кн. 2. С. 56—75.

3

   Собственно, именно это обстоятельство в первую очередь и позволяет настаи вать на самодостаточности и фундаментальности «второго слоя» культуры, приви ваемого воспитанием и образованием.

Новости