Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 56



Для экзистенциализма определением человека является не его разумность (рациональность), а его открытость перед миром (забро шенность), и непосредственно для открытости существования чело века мир чужд. Мир не был предуготован человеку. М. Хайдеггер считал, что мир как целое есть Ничто или Ужас. Потому полагание границы (опосредствования) между миром и человеком, а значит, ограниченности (и открытости) человека, является обязательной характеристикой существования. «И тогда, — говорил М.Б. Туров ский, — если таким образом размышлять, то возникает подозрение: а что, так уж скверно — ужас? Или немного ужаса — совершенно необходимая добавка в существование?!»1 Разумность человека не решает коллизию космической упорядоченности универсума и обре ченности индивида случаю, а наоборот, обостряет эту коллизию, что проявляется в проектировании (объективации) разумной силы чело века (Логос, Нус, Космический Ум) на универсум. Однако единич ность не только не противостоит опосредствованию (всеобщему), но является его выражением, концентрацией. Поскольку единичное — это замкнутое на себя опосредствование, постольку противопостав ление всеобщего и единичного является лишь ИЛЛЮЗИЕЙ гносео логического формализма, выражающей противопоставление человека Космосу как вещи в себе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для современной манеры теоретизирования сознание является не особенностью душевной субстанции, но свойством существования или бытия человека. Туровский следующим образом характеризует данную манеру теоретизирования. «В этом отношении сознание действует бытийственно: оно непрерывно изменяет объект и именно в этом воспроизводит его бытие как непрерывную изменчивость. ... Только эта представленность сознания в непрерывности бытия может дать нам понимание необходимости сознания в существовании человека. С помощью сознания как одного из способов своего существования человек встраивается в процесс бытия и сам регулирует синхронность

1

Философское обоснование истории культурологии (методологический семи нар). М., 1993.С. 111.

Новости