Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 67



«периферию» и «полупериферию». В исторических и социальных науках появилось, преимущественно связанное с именами работающих в Европе, Японии и США ученых — выходцев с арабского Востока, Индии и Латинской Америки1, мощное интеллектуальное направление «реориентализма», объявившее о необходимости выхода за пределы абстрактного универсализма и «логики евро-атлантической модер- ности», отмеченной колониализмом и имперским различием, в пространство «глобальной истории», «контр»- и «транс»-модерности, позволяющее создавать не менее эффективные, чем евро-атлантические, «эпистемы» анализа, теоретические проекты и модели развития, ведущие, как считают, постепенно к созданию иной — нерепрессивной по отношению к «отставшим» народам — глобализации.

Не вдаваясь в нюансы научных споров ориенталистов и реориен талистов2, любопытно отметить, что последние тяготеют к идее «крити ческого космополитизма», якобы преодолевающего «культурный империализм» современной — евро-атлантической — формы глобали зации, историческими субъектами которой, как уже отмечалось, высту пали и выступают ведущие национальные государства Запада и созданные при их покровительстве и поддержке крупнейшие ТНК. Поэтому в их работах «нации» и «национальные государства» объяв ляются устаревшими формами общежития. И в этой оценке с ними солидарны, объявляющие «нации» и «национализм» фиктивными теоретическими конструкциями Р. Брубейкер, Э. Гидценс, К. Вердери и другие представители европейского «конструктивизма», неолибе ральные политики и экономисты (К. Омаэ, Дж. Сорос, 3. Бжезин- ский), многочисленные политологи и некоторые известные мысли тели. Все вместе они доказывают, что национальная идентичность исчерпала свой исторический ресурс, и выстраивают «безнацио- нальные» политические проекты грядущего «сетевого общества» (М. Кастельс), «мирового государства» (Т. Левит), «континентальных федераций» (А.Г. Дугин), «глобального гражданского общества»

1

   Хоми Бабу, Энрике Дусселя, Эдварда Д. Саида, Э. Глиссана, А. Катиби, А. Ки- хано, В. Миньоло и др.

2

   Персонифицирующих своими работами «незападный» вариант деконструкции идеологемы модернизма: из пространства пограничья между западной модерностью и незападными формами знания, мышления и восприятия.

Новости