Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 86



роль, кроме того, являются средством критики сценариев другого типа и оппонирующих сценариев-идеологий. В плане практическом, на мой взгляд, для конструктивных задач необходимо представить сценарии всех четырех типов, чтобы ответить на вопросы: Чего мы хотим? Возможно ли это объективно? Какой проект для этого предлагается? Какая идеология может мобилизовать на решение поставленных задач, чтобы они не просто шли сверху, а вовлекали население?

В каждом сценарии есть объективные предпосылки и субъективные предпочтения, мотивы. Сценарный прогноз исходит из многообразия возможностей, из нелинейности развития и способности слома наме тившейся тенденции в точке бифуркации, возникающей неожиданно. Как перспективные, так и неперспективные сценарии всех четырех указанных типов могут реализоваться с разной социальной ценой, а могут не реализоваться. Это зависит от сложившейся ситуации, поли тики власти, активности социальных движений, информационной активности, возможных преимуществ и рисков. Сценарные прогнозы возникают в условиях объективной неопределенности ситуации и при наличии разных точек зрения, мотивированных разными образами российского будущего. Именно мотивация прогноза в данном случае — предмет интереса. Важно не отбрасывать негативный прогноз, а стре миться предотвратить его реализацию и поддержать прогнозы пози тивного развития страны. В США платят тем, кто предсказывает риски, и тем больше, чем более страшные риски предсказываются. В России платят тем, кто рассказывает о том, что все хорошо и дальше будет еще лучше. Такая услужливость работает на доверие к власти здесь и теперь, но может подорвать его впредь.

У прогнозов будущего есть еще черта мегаломании, неограничен ности сроков прогноза, попыток усложнять простые проблемы. Два года назад я была в Китае, в Институте Евразии и развития при Госсовете. Рассказывая об успехах и проблемах своей реформы, китайцы объяс няли, как они решали сложные вопросы, способные расколоть обще ство. «Кто такой Мао Цзедун?» — «Мао Цзедун — тоже человек». «Как относиться к учению Мао Цзедуна?» — «Всякое учение развивается, учение Мао Цзедуна тоже». «Как относиться к распаду коммунизма в России?» — «Как к внутреннему делу России». — «Как акционировать предприятия, если они плохо акционируются?» — «Подождать, пока

Новости