Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 91



верность профессии, амортизируя свое решение участием в нефор мальной экономике.

Таким образом, если в третьем мире низкодоходные группы насе ления характеризуются недостатком «человеческого капитала», что делает их участие в неформальной экономике безальтернативной стра тегией, то в России группа новых бедных включает в себя значительную долю высокообразованных специалистов, сознательно воздерживаю щихся от профессиональной мобильности на легальном рынке труда»1 из-за неадекватности и этого «рынка» современным требованиям.

США описывает С. Хантингтон. Поставив вопрос «Кто мы такие?» в отношении Америки, он отмечает, что «американское кредо», т.е. принципы американской жизни, утвержденные отцами-основателями страны и первыми поселенцами-протестантами, разрушаются под напором этнических меньшинств, которые при доминировании поли тики мультикультурализма, перестают считать себя американцами, а начинают определять свою идентичность по крови, по языку, трактуя ее как афро-американскую, испанскую и пр. Хантингтон начинает книгу с описания футбольного матча в Лос-Анджелесе, когда мекси канцы — граждане США — сжигают прямо на стадионе американский флаг, болея за команду из Мексики. Хантингтон прямо связывает этот процесс не только с политикой в области культуры, которую начал проводить Б. Клинтон, но и с глобализацией. Дело не в том, что в США увеличивается количество меньшинств, растет испаноязычное насе ление, а в том, что перестал работать плавильный тигель, делающий всех жителей США, независимо от этничности, расы, вероисповедания и культуры, гражданами Америки и ее патриотами. Если дело пойдет так, США станет Бразилией, и, наконец, геополитическое положение России таково, что даже в сегодняшнем состоянии она играет роль большую, чем региональный лидер.

Сценарии-тренды. Сценарии-тренды будущего России связаны с поиском объективных тенденций. Они, как правило, политически нейтральны, тяготеют ни к левым, ни к правым, а, скорее, к центрист ским представлениям, имеют разную степень абстрактности, приме нимости и ориентации на разные субъекты, не проработаны в деталях, но намечены в своих принципах.

1

Там же. С. 69—70.

Новости