Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 124



пробуждается лира — то, что не умрет. Поэтому это «сношение» душ не передача информации.

Любезный текст оказывается местом встречи, местом резонанса между поэтической стихией, мощью и бытиём души написавшего и стихией, мощью, бытиём души прочитавшего. В обыденной жизни философов и канцеляристов эта стихия пребывает как бы втуне. Заставлена и заслонена нужностями и необходимостями. Встреча с поэзией (как и настоящей прозой или философией), сношение с любезным поэтом (как и любым другим пишущим, поскольку тот сохраняет в себе и предоставляет другому дар поэзиса) через текст оборачивается для частного человека встречей с «собой». Возникает эффект, подобный физическому резонансу. Ритм стихотворного слова как бы испепеляет руду тяжеловесного слова-сырца в душе читателя, высвобождает из него энергию поэзиса (бытиё как творческую энергию), которая(ое) способна(о) приводить в движение миллионов сердца1. Так, как движут на протяжении уже пары тысячелетий тексты Гомера, Эсхила, Еврипида, Платона, Аристотеля и других античных поэтов и философов.

И еще важное уточнение. В сношении двух душ возникает кон-такт любезности. Причем этот кон-такт удвоен. Во внешнем плане — он предстает как сношение поэта и читателя. Во внутреннем, поскольку голос поэта звучит во мне, я «сам» звучу как ответ другому «самому» в себе самом. Возникает молчаливая беседа (сношение) души с самой собой как другой собой. Событие мышления... Мышления в горизонте конкретного антропологического проекта... Ответ в душе любезного читателя формируется лишь на грани, возникающей в опыте чтения открытости мира и уникального опыта боли (боль я здесь понимаю широко — как переживание ущербности — неважно, телесной или душевной). Более того, если учесть, что пишущий себя также и читает, то в принципе это событие может происходить и в себе, без всякой реальной публикации, можно сказать — в публичном (открытом в слове для другого) одиночестве. Стихи облегчают боль. Спасают.

И не только мышление. Надежда на индивидуальное спасение как поэтическое сношение душ через произведения указывает еще на один аспект этого проекта — духовность. Духовность (как сила надиндиви-

1

B.C. Библер говорил: «Поэзия прочищает философу глотку».

Новости