Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 131



люционеры, и богословы и ниспровергатели богов, и этики и амора- листы, и гении науки — все прежде всего «литераторы». И Кант, и Ницше, и Ленин, и К. Леонтьев, и Гитлер, и Лев Толстой, и Сталин, и даже Брежнев — автор и лауреат литературных премий. Это люди, ищущие себя в письме для публикации. В отличие от подвижников прошлого люди интеллигентные, вняв великому смыслу молчания, ничего иного, как публично говорить или писать о нем, не могут. А укрепившись в вере, в скит не торопятся. Мало им тихой веры и молитвы. Как если бы этот прямой путь спасения был чем-то заслонен. И на самом деле. Заслонен и заставлен — публичным словом. Им надо написать о своей обретенной вере. И даже тогда, когда перед ними раскрывается правда немотствующих слов, мудрость деда, решающего глобальные различия между добром и злом на зава линке, — они не торопятся оставить профессорские или доцентские должности и вернуться домой, на родину. Они об этом прочтут лекцию студентам, выступят на телевидении и, конечно же, опубли куют сокровенные мысли в печати. Как говаривал знаменитый философ Том Сойер, «для молотка любая новая проблема — лишь еще один гвоздь». Так и для представителей новоевропейского антро пологического проекта, разновидностью которого является русский интеллигент. Конечно, для кого-то из нашего цеха людей пишущих «интеллигент» окажется идеалом, а для иных — кровожадным идолом... Каждому по вере его.

* * *

И — совсем последнее. Когда я говорю об антропологическом проекте, дающем особого рода надежду на спасение, то речь идёт только о надежде. За надеждой скрывается риск неисполненности. Риск неудачи. Приведу фрагмент великолепного перевода Т. Василь евой из Рильке:

Как мать-природа предает детей Отваге глухо в них таящихся страстей,

Никак не бережет их ни в лесу, ни в поле,

Так мы первооснове бытия не боле Любезны. Нам отважен каждый шаг Как зверю, как ростку...

Новости