Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах стр. 138 Он и не боится Призрака, поскольку верит в спасение своей души Чего бояться? Мне жизнь моя дешевле, чем булавка, А что он сделает моей душе, Когда она бессмертна, как и он? Призрак бессмертен, как и душа Гамлета. Но хранить душу — задача христианина. Гамлет идет на встречу с Призраком, вооружившись помощью «ангелов Господних». Надо защищать крепость своей души, ибо любой христианин должен был опасаться именно ее погибели. Эразм писал: «Телу по природе суждено погибнуть; даже если его никто не убивает, оно не может не умереть. Смерть души — это предел несчастий»1. И Гамлет видит смерть отцовской души, ибо смерть души — это попадание ее в ад. А Гамлету явился именно вестник из ада. Задолго до гетевского Мефистофеля и черта Достоевского в высокую мировую литературу вводится существо из ада. Именно с этого сообщения о своей сущности начинает речь Призрак: Уж близок час мой, Когда в мучительный и серный пламень Вернуться должен я. Это ощущение ада, вышедшего на землю, фокусируется в знаме нитой фразе офицера Марцелла: «Подгнило что-то в Датском государ стве». Отсюда прямой путь до великого романа Достоевского, где ад тоже злодействует в земной реальности, где является черт, до фразы семинариста-карьериста Ракитина «Смердит у вас», обращенной к Алеше Карамазову2. В «Карамазовых» ищется убийца отца, в «Гамлете», напротив, отец (или некто в его облике) призывает сына к мести. Не к суду, а к мести (revenge), все время подсказывая это слово сыну. Заметим еще, что в протестантизме (об этом применительно к «Гамлету» напомнил 1 Эразм Роттердамский. Оружие христианского воина. С. 94. 2 Я.Э. Голосовкер вообще считал черта главным действующим лицом «Братьев Карамазовых». |
|||||
|