Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 175



Говоря о специфике социально-философского знания, В.Ж. Келле и М.Я. Ковальзон в своей «Теории и истории» писали, что основной задачей любой науки является познание объективных законов иссле дуемого предмета. Между тем в обществе, поскольку его функциони рование и развитие есть результат деятельности людей, в предмет исследования полагалось бы включить сознание, волю, настроения, капризы и т. п., которыми непосредственно побуждается деятельность людей. Но можно ли тогда говорить применительно к обществу об объективных законах как специфическом предмете научного исследо вания? — ставят вопрос авторы. И в этом они видят принципиальную особенность и трудность социального познания. Но сама фиксация этой фундаментальной трудности есть результат развития обще ственной мысли.

Авторы убедительно показали, что естественнонаучные открытия могут создавать и создают коллизии с теми политическими, религиоз ными, нравственными установками, которые господствуют в обществе. При этом в основе этих коллизий лежит не содержание научных открытий, а ценностные установки общества. Думается, что это направ ление исследования таит в себе различные методологические возмож ности, выявление и использование которых может послужить выра ботке более выверенных подходов к решению актуальных ныне теоре тических проблем. Методология трехаспектного подхода открывает, например, перспективу переосмысления таких сложных теоретико методологических проблем, связанных с соотношением развития обще ства как естественноисторического процесса, как сознательной деятель ности людей и индивидуального развития человека. Трехаспектный подход является, по мнению Келле и Ковальзона, главным выражением многомерной методологии на социально-философском уровне анализа исторического развития. Но в принципе возможны и другие подходы с использованием большего или меньшего количества измерений, как это происходит, например, в математике.

Нам кажется, что анализ социальной реальности требует четкого определения категорий народ, нация, социальный характер, менталь ность, этнос. Эти категории не являются структурообразующими. Однако на определенных этапах и в определенных социальных ситуа циях именно они существенно влияют на ход социальных процессов,

Новости