Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 210



«единство идеологического и познавательного моментов», осущест вляемое «на эстетической основе» (с. 212), и т.д.

Известно указание В.И. Ленина о том, что научная идеология в противоположность идеологии ненаучной содержит объективную истину. Ленин противопоставляет одну идеологию другой идеологии в их отношении к объективной истине, но не противопоставляет науку вообще идеологии вообще, познавательный процесс — идеологиче скому процессу. Если, как утверждают авторы, в общественном сознании действуют две тенденции — познавательная, научная, и противостоящая ей идеологическая, ненаучная, — то понятие «научная идеология» в его противопоставлении «ненаучной или анти научной идеологии» лишается всякого смысла. Проводимое авторами противопоставление познавательного и идеологического как двух противоположных процессов не отвечает действительности и не согла суется также с указанием В.И. Ленина, содержащимся в статье «Три источника и три составные части марксизма»: «Точно так же, как познание человека отражает независимо от него существующую природу, т. е. развивающуюся материю, так общественное познание человека (т. е. разные взгляды и учения философские, религиозные, политические и т. п.) отражает экономический строй общества» (Соч. Т. 19. С. 5). Как видим, Ленин здесь называет все формы обще ственного сознания — значит, и идеологические формы, идеологию — формами познания»1.

Б.И. Пружинил. Поскольку книга вызвала многочисленные отклики, редакция опубликовала их обзор. Приведу фрагмент этого обзора.

«Отрицательно относясь к излагаемой в книге концепции о соот ношении познавательного и идеологического моментов в сознании, доцент И. Миндлин (Москва) считает, что разделение духовной жизни общества на эти два момента имеет искусственный характер. В действи тельности жизнь общества подразделяется на материальную и идеоло гическую (то есть духовную). Материальная жизнь — это та, которая складывается независимо от сознания людей, а идеологическая скла дывается, проходя через сознание людей. Из этого следует, что в клас

1

Гак Г.М., Рачков ПЛ., Степанян Э.Х., Чугаев А.Я. Спорные положения в инте ресной книге // Вопросы философии. 1960. № 8. С. 175

Новости