Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 211



совом обществе общественное сознание не может быть единым, оно носит классовый характер; оно отражает ту ожесточенную борьбу классов, которая происходит в обществе и является главной силой истории. Эта борьба пронизывает от начала до конца все формы обще ственного сознания, в том числе и науку. А отсюда следует, что незачем искусственно расчленять общественное сознание на эти две тенденции»1.

В.Ж. Келле. Но каких-то организационных выводов тогда не сделали. Мы с Ковальзоном выдвинули идею, что идеология и познание образуют две тенденции в развитии общественного сознания, которые не совпа дают друг с другом. Есть познавательная тенденция, ориентированная на объективность, и есть идеология, ориентированная на интересы. Ив каждой форме сознания соотношение их своеобразное. В одних прева лирует познание, в других идеология. Но единственная форма сознания, которая анализирует и оценивает адекватность этих соотношений — философия. В самой же философии соотношение идеологии и познания должна, так сказать, оценивать сама философия. Во всяком случае, философия — это та область сознания, которая занимается как раз этими вещами. Что мы и делали в нашей книге. Надо сказать, для нас такая постановка вопроса была некоторой новацией. На Западе давно идеологию и познание разделили.

Б.И. Пружинил. Здесь я вновь не могу удержаться от комментария. История, о которой повествует Владислав Жанович, настолько недавняя, что делать какие-то далеко идущие теоретические обоб щения, апеллируя к ней, еще, наверное, рано. И тем не менее неко торые идейные аналогии с днем нынешним очень даже просматри ваются. Ныне, похоже, в рамках постмодернистских направлений (с ярко выраженными конструктивистскими установками) идеологию и познание свели вновь. Причем свели значительно более радикально, нежели об этом мог мечтать доцент Миндлин. Постмодернизм просто отождествил науку (и при том отнюдь не только гуманитарную) с идеологией. А поскольку благодаря этому отождествлению идео логия лишилась какой бы то ни было оппозиции, она вообще пере

1

Спорные положения в интересной книге [«Авторы других рецензий, поступив ших в редакцию...»] // Вопросы философии. 1960. № 8. С. 179.

Новости