Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 219



пища, только особая, духовная»1. J1.K. Науменко возмущен якобы вычитанным им у В.Ж. Келле и других исключением науки из духов ного производства и соответственно принижением значения послед него: ведь в нем, в конечном счете, производится сам человек как «родовое существо», без чего никакое материальное производство существовать не может. А раз так, то нельзя противопоставлять друг другу ценности и знания, материальное производство и духовное, как и все остальное по списку: их следует мыслить не в раздельности, а в слитности и единстве. При некоторой невнятности всего этого рассуждения его можно было бы и стерпеть, но что послужило поводом для столь мощного взрыва негодования, с которым JI.K. Науменко обрушился на В.Ж. Келле?

J1.K. Науменко — известный поборник научного монизма. Только наука (разумеется, в союзе с диалектикой), как он считает, способна мыслить мир в единстве и целостности. И только такая наука достойна признания и высшей оценки. Все остальное — сплошной релятивизм и плюрализм, т. е. идеология. Мир, сведенный диалектически мыслящей наукой в единое целое, и наука, вобравшая в себя весь мир, — вот его мировоззренческое кредо. Ему претит всякое разде ление, различение и разграничение, всякое «рассечение», как он говорит, которое уводит в сторону от доставляемой такой наукой целостной истины. Научная истина едина и всеобъемлюща, мнениям и заблуждениям несть числа.

Но, осмелюсь заметить, не только наука является формой духов ного освоения мира. А куда деть искусство, мораль, право, философию, религию и пр.? Можно до бесконечности доказывать, что разделяющие их границы — всего лишь иллюзия, постмодернистское заблуждение, коему противостоит тотальность научного мышления, но это никак не отменяет фактическую сложность и разнородность духовного мира человека, которую не уложишь в прокрустово ложе одной науки. Отсылка к Марксу с целью оправдания претензии науки на духовную монополию в сфере сознания здесь никак не проходит.

Маркс, конечно, противник общественного разделения труда в сфере не только материального, но и духовного производства, но

1

Там же.

Новости