Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 220



и для него ясно, что нет такой науки, которая способна заменить собой все многообразие духовных форм. Интеллектом можно, конечно, все объять (как, кстати, и художественным воображением), но отсюда не следует, что им исчерпывается вся духовная культура. Потому и разде ление духовной культуры на интеллектуальную и духовную (на науку и все остальное) — не прихоть Келле, не его блажь, вызванная якобы недооценкой им интеллекта, а объективная реальность. «Вот и В.Ж. Келле, — пишет JI.K. Науменко, — разграничил и разделил культуру на интеллектуальную и духовную...»1 А без него и до него, надо понимать, она объективно не делилась, например, на веру и знание, религию и науку? И как тут не согласиться с Келле, когда он пишет: «Оно (это деление. — В.М.) не мной выдумано. Их уловил и выразил язык, оно проходит через всю историю философии. Миф и логос в Античности, вера и знание в Средние века, наука и религия в эпоху Просвещения, знания и ценности в XIX и XX веках. Эти различия реально существуют»2.

Добавим к этому, что различие между верой и знанием, религией и наукой не удалось пока преодолеть никакой науке. Ибо граница между ними — это не граница между истиной и ложью, как думает JI.K. Науменко, а граница между истиной и ценностью, как о том совершенно справедливо пишет В.Ж. Келле. О ценности бессмысленно судить с точки зрения ее истинности или ложности, ибо она — не знание человека об объекте, а его значение для него, что само по себе не явля ется ни истиной, ни ложью. Истинным или ложным является наше знание о ценностях, но не они сами. Если один больше ценит русскую кухню, а другой — грузинскую, то кто из них ближе к истине?

Похоже, JI.K. Науменко всерьез думает, что все, что не является научной истиной, то от лукавого. Интеллект и дух, истина и ценность только в голове идеолога (он же — лукавый) отделены друг от друга, в действительности они суть одно и то же. Но почему мы обозначаем их разными словами, которые никак пока не могут слиться в одно общее понятие? Считая различие между истиной и ценностью наду манным и ложным, мы сильно упрощаем проблему соотношения сознания и бытия, сводя это соотношение лишь к тождеству бытия

1

   Там же. С. 90.

2

   Там же. С. 106.

Новости