Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 273



ровать у других нужное представление о своем поведении. Целью «представления себя» является влияние на интерпретацию себя другими. Такое влияние нужно для создания себе нужного образа, который отличается от того, как индивид сам представляет себя. В процессе интеракции индивиды постоянно создают себе образы и пытаются понять образы других, сравнивая сознательно представ ляемые образы с их интерпретацией1.

Феноменологическая социология А. Шюца, П. Бергера и Т. Лук- мана предложила качественно иной взгляд на интеракцию и комму никацию в обществе. А. Шюц выработал новый подход к рассмотрению реальности. Под реальностью следует понимать все то, что восприни мается как реальность в обществе. Реально то, что постижимо, и до тех пор, пока непротиворечиво. Индивид может переживать множество реальностей: реальность сновидения, религиозную реальность. Спец ифическим видом реальности, на котором делает акцент социология знания Шюца, является реальность повседневной жизни. Повсед невная жизнь представляет собой интерсубъективный мир, существу ющий до рождения индивида и после его смерти, пережитый и проин терпретированный другими как организованный мир. Этот мир дан интерпретации субъекта на основе запаса предыдущих интерпретаций, как его собственных, так и интерпретаций референтов: родителей, учителей. Накопленный таким образом запас «наличного знания» {knowledge at hand) позволяет воспринимать ранее незнакомые объекты через типичные для своего рода черты. Любая ситуация в повседневной жизни биографически детерминирована — определение ситуации имеет историю, связанную с более ранними переживаниями самого индивида и его референтов.

Интерсубъективность мира повседневной жизни означает то, что, несмотря на различные точки зрения на объект и различные биогра фические обстоятельства его интерпретации, реальность повседневной жизни воспринимается таковой всеми членами «мы-группы» — группы одинаково интерпретирующих реальность. В идеальной ситуации подразумевается, что любой индивид, ставший на определенную точку зрения, получит практически одинаковое представление об объекте.

1

Гоффман Э. Представление себя другим // Современная зарубежная социаль ная психология. М.: Изд-во Московского университета, 1984. С. 188—196.

Новости