Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 282



ленным типом сообщества на одном языке, то есть исключительно в целях коммуникации. В зависимости от того, в какой круг общения обирается вступить читатель, тексты могут носить идеологический, литературный или философский характер. Таким образом, интеллек туальная коммуникация не только передает информацию, но и форми рует (или поддерживает) некое интеллектуальное сообщество. В опреде ленном смысле все типы сообществ основаны на разных типах комму никаций, однако в данном случае нас интересуют лишь интеллекту альные коммуникативные сообщества.

Такие сообщества обычно имеют сетевую структуру, существующую независимо от привязок их членов к определенной системе государ ства, общества, их национальной, половой и возрастной принадлеж ности. Содержание коммуникации в данном случае играет второсте пенную роль, более того, слишком высокий уровень оригинальности текстов, пусть это будет даже исключительность и гениальность, исполь зуемых в качестве коммуникационных посланий, лишь затрудняет комму никацию, так как делает ее нестандартной.

Таким образом, интеллектуальная коммуникация необходима прежде всего для формирования и поддержания интеллектуального сообщества. Именно этому способствуют циркулирующие внутри нее тексты, имеющие форму переписки, книг и статей, публичных высту плений или же частных разговоров. Этот тип коммуникации форми рует общепринятый для данного сообщества язык, тип поведения, систему ценностей, организуя сетевую структуру.

Коммуникационный подход предполагает выявление как групп идей («философских систем»), так и продуцирующих их сетей («фило софских сообществ»). Это позволяет осмыслить стратегии движения идей, которые порой напоминают броуновское движение, и увидеть некоторую логику их формирования.

Подход с точки зрения анализа интеллектуальной коммуникации становится особенно важным, когда речь идет о неакадемических типах философствования, предполагающих отсутствие принятых в этом сообществе понятийных норм и трактатных традиций оформления текстов, тем более когда объектом анализа становится общество с нестандартными академическими коммуникационными структурами, например Россия эпохи Просвещения.

Новости