Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 356



будет справедливо назвать концепцию Бурдье «историцистской»: «Не будет преувеличением считать, что для последнего социальное — это не что иное, как история — сделанная, делающаяся или которая будет сделана»1. Очевидно, что «объяснительные истории» пишутся, как правило, не историками или, сказать мягче, не только историками, но самыми разнообразными гуманитариями, и даже иногда матема тиками, как, например, небезызвестным академиком А.Т. Фоменко. Другой вопрос, какая история будет принята сообществом (и каким?) за «истинную концепцию». И вообще, корректно ли ставить так этот вопрос? Ответ на него, к сожалению, не всегда спрашивается у профессионалов-историков.

* * *

Какого рода работу проделывает филолог, желающий извлечь из литературных текстов обобщения и делая их фактом истории литера туры? Позволю себе пример. В своей статье, помещенной в этом сбор нике, В.К. Кантор, читая шекспировского «Гамлета», имеющего много численные интерпретации в литературоведении, обращает внимание на контекст шекспировской трагедии. В тексте пьесы в намерениях героя и его поступках, как показывает исследователь, можно увидеть почти буквальное воплощение тех идей, которые разрабатывает Эразм Роттердамский в трактатах «Воспитание христианского государя» и «Оружие христианского воина». Пьесу обычно понимали как пьесу о мстителе. Предложенный автором контекст меняет и понимание. Гамлет «ставит себе задачу не мести, а исправления мира, <...> и бой принц собирается вести не за трон, а за справедливость»2, проходя через искушения мести за отца, на которую его толкает Призрак, и любовной интриги, которую разворачивает Полоний, подставляя Гамлету Офелию. Гамлет не мститель, но «христианский воин». Однако контекст, который позволяет делать такие предположения и приводить доказательства, много шире трудов Эразма. Это, как ни покажется странным, и контекст русской литературы, в которой творчество Шекспира было глубоко

1

   Вакан JI. Дюркгейм и Бурдьё: общее основание и трещины в нем // Sociologos / Сб. 06/06 2009 (интернет-ресурс: sociologos.net/textes/waquant.htm 15.07.09).

2

   Кантор В.К. Гамлет как «христианский воин» // Вопросы философии. 2008. № 5. С. 35.

Новости