Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 384



В.Ж. Келле. Действительно, мне неоднократно приходилось круто менять тематику работы, но она в основном укладывается в три главные области моих научных интересов: исторический материализм (социальная философия), социология науки и философия культуры. Переход от одной к другой никогда не был случайным.

Интерес к эмпирической социологии возник у меня еще в середине 1960-х гг. из стремления оценивать советскую действительность, опираясь на реальное знание, а не идеологические клише или абстрактные схемы, которые преподносились от имени исторического материализма. Его научный авторитет стремительно падал. И я занялся пробле мой связи теоретического и эмпирического уровней в социологии, организовал группу для проведения конкретных исследований в области социологии науки.

А когда меня вынудили уйти из Института философии, где я руко водил сектором исторического материализма, социология науки оказа лась моей резервной площадкой. Я был переведен в Институт истории естествознания и техники РАН. Перейти туда без проблем мне помог директор ИИЕТ чл.-корр. АН СССР Семен Романович Микулинский, с которым у меня были тогда дружеские отношения. Там я проработал почти 20 лет.

Если вначале в моих научных занятиях акцент был сделан на анализе социальных проблем науки, то к 1980-м гг. я все больше склонялся к необ ходимости всерьез заняться наукой как явлением культуры. На выбор этого направления повлиял приход в наш сектор Наля Степановича Злобина — известного культуролога, одного из разработчиков марксист ской гуманистической концепции культуры. При его активном участии сектор выпустил несколько сборников на тему соотношения науки и культуры.

С другой стороны, в начале 1980-х гг. мы с Матвеем Яковлевичем Ковальзоном завершали работу над книгой «Теория и история», где тема культуры была представлена уже отдельной главой. Все это и пробудило во мне интерес к философии культуры, изучению которой в настоящее время я посвящаю большую часть своего рабочего времени. Свою роль сыграло, конечно, и приглашение Ивана Тимофеевича Фролова перейти к нему в Институт человека. Как известно, проблема человека является одной из центральных в философии культуры.

Новости