Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 410



ляет дать четкое и недвусмысленное обоснование той мысли, что только на основе выявления объективных законов истории, придающих ей характер процесса, подобного природному и столь же независимого от воли и сознания людей, могут затем быть раскрыты и качественное отличие процесса реализации общественных законов от реализации законов природы и сама возможность зако номерного наступления такого общественного состояния, когда люди смогут в полной мере проявлять и реализовывать свою родовую сущность.

Сначала объективные законы истории. Потом и на этой основе деятельность людей и проблемы их приобщения к реализации требо ваний законов. А в итоге не объективистское описание истории, а подчинение ее анализа задачам преобразования действительности, раскрытию человеческого смысла истории, что позволяет не только связать (и в этом смысле подчинить первую вторым) деятельность людей с объективными законами, но и нацелить эту деятельность на сознательную реализацию человеческих потенций исторического процесса.

Итак, методология исторического материализма характеризуется органическим единством и комплексностью.

Единство трех методологических аспектов объективно обусловлено самим обществом. Осознание данного факта позволяет понять, что вычленение этих аспектов есть не искусственная конструкция, а метод исследования, при котором сам объект развертывается в богатстве своих определений. Правильное отражение этой объективной много мерности общества позволяет устранить антиномию структурализма и антропологизма. Леви-Строс и его последователи, разрабатывая методы исследования объективных структур, абсолютизируют этот подход, снимают проблему человека и тем самым стирают грань между структурой социальной системы и другими безличными структурами. Антропологизм, фиксируя внимание на специфически человеческих проблемах и пытаясь осмыслить их с гуманистических позиций, абсо лютизирует другую сторону социально-философской проблематики, снимает проблему объективной обусловленности человеческой деятель ности и развития личности. Материалистическая диалектика позволяет выявить их односторонность и сочетать оба аспекта исследования

Новости