Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 443



произносили с большим уважением, в отличие, скажем, от фамилий других советских философов-специалистов. Много позднее, уже в 80-е гг., мне приходилось много раз слышать из уст моих китайских собеседников — профессиональных философов фамилию Келле, и ее всегда произносили подчеркнуто уважительно.

Причину подобного отношения китайских философов к Владис лаву Жановичу я понял после моих откровенных разговоров с моим ближайшими китайскими друзьями, а также познакомившись позднее с его работами и с ним лично. Как я понимаю сегодня, Владислав Жанович покорил своих китайских слушателей нестандартным изло жением основ диалектического и исторического материализма. Вспомним, какая ситуация была тогда, в первой половине 50-х гг., в советской философской науке. Она еще не вышла из оков догма тизма; естественно, что советские преподаватели, работавшие в Китае, следовали принятым тогда установкам. В отличие от них В. Келле старался, как это можно было сделать в тогдашних условиях, отойти от пережевывания азбучных истин, показать действительное богатство марксистской философии. Это можно было сделать путем изучения трудов классиков — К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, содержание которых резко контрастировало с официальной версией, основывав шейся на 4-й главе «Краткого курса». Как пишет сам Владислав Жанович, «его лекции несли на себе отпечаток той эпохи. Нельзя было отступать от принятой в СССР официальной версии марксизма. Но все-таки излагать его можно было по-разному. В моих лекциях, видимо, было и что-то идущее от меня лично, от моего восприятия и пони мания марксизма, от моих философских размышлений, от моего опыта преподавания философии. Думаю, что китайские коллеги оценили эту сторону моих занятий. Во всяком случае, все мои лекции, кроме курса по философским вопросам естествознания, были изданы Народным университетом как учебные пособия, а записи лекций по произведениям классиков марксизма издавались университетом дважды»1. Успех лекций В.Ж. Келле объясняется тем, что в отличие от принятого тогда метода заучивания текстов он избрал проблемный подход.

Неудивительно поэтому, что имя В.Ж. Келле до сих пор пользуется в кругах китайской философской общественности большим уваже

Новости