Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 453



В лекциях В.Ж. Келле прозвучала идея обоснования возможности взаимодействия самих общественных наук. Он выделил три сферы знания в социально-гуманитарных науках: историческое знание, конкретное социально-гуманитарное знание и философско-социальное знание. Речь шла об изменении сложившейся структуры общественных наук, о сложных отношениях между теорией и практикой. Наука — результат теоретического осмысления практического опыта. Отрыв от практики ведет к умозрительности, к схоластике, к новой мифологи зации общественного сознания.

Проблема роли человека в истории трактовалась вразрез с тем, что было написано в учебниках. Это тема, появившаяся лишь в 60-е гг. Личность — понятие, способствующее критическому взгляду на жизнь. До этого у нас не было регулятора, отличавшего свободу от произвола. Личные качества вождей оказывают влияние на историю, они сопо ставимы с движениями общественных классов. Профессор Келле ввёл в истмат понятие «образ жизни», где сочетается общественное и инди видуальное. В структуре общественного сознания можно выделить два уровня: духовную сторону общественно-исторического процесса и реальное сознание данного общества. Отдельная тема — о единстве и многообразии исторического процесса, где давался анализ факторов многообразия: факторов естественных, факторов социальной среды, разнообразия культур, духовных и идеологических факторов. Он выражал на общепринятом тогда языке исторического материализма идею сложности мира, его многокультурности. Сегодня успехи средств коммуникации сделали мультикультурную природу нашей современ ности более очевидной. Ныне пробудились, ожили, стали требовать равноправного места за общим столом другие культуры, находившиеся на обочине истории. Э. Левинас на первый план выдвигал такие ценности, как самосознание, уважение, способность замечать и ценить другого человека. Расширяется глобализация и одновременно повышается несогласованность, хаос.

Из лекционного курса следовало, что история отнюдь не однородна, что она разнообразится различными факторами, включая и культуру. Что и культура советского периода отнюдь не однородна, а рассуждения

об «идейном единстве» культуры, духа народов служат и до сих пор опознавательными знаками тоталитарной власти и её идеологии.

Новости