Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 471



метчик 191-го гвардейского стрелкового полка 64-й гвардейской стрел ковой дивизии 42-й армии,— или Петр Лабутин — еще один защитник блокадного Ленинграда.

Героев Великой отечественной войны — А. Матросова, А. Типанова и П. Лабутина — я выбрал для описания психологических пространств памяти не случайно: так получилось, что жизнь моя связала, столкнула или свела меня с ними: герои, оказывается, живут рядом, оказывается, память о героях — телесна: можно с давно ушедшим героем сопри коснуться. Как? В своем внутреннем пространстве — виртуально... Тело и телесность — не одно и то же: телесность — одухотворена: психоло гична, субъектна, личностна.

Виртуальность сегодня в обыденном массовом сознании чаще воспринимается как компьютерная реальность, что отчасти лишь верно. Virtus (лат.) у древних римлян — особое состояние силы и доблести у воина в бою, или добродетель. Мужским проявлением добродетели является харизма (haris), ну а женской — грация (gratis). Виртуоз — человек, преодолевший технические сложности овладения профес сией, — происходит от virtus. Философией виртуальности, виртуальной психологией занимается виртуалистика — относительно новое пара дигматическое направление современной науки, направление, возникшее в 80-е годы прошлого века в СССР.1 Виртуалистика иссле дует виртуального человека — внутреннего человека, которого каждый взрослый, как правило, старше 27 лет в себе чувствует и различает — разделяет себя внутреннего и внешнего. Иными словами, виртуали стика, и ее раздел виртуальная психология, занята исследованием внутреннего пространства человека, как бы мы его ни называли: субъ ектным, психологическим, духовным, антропологическим и т.д. Вот в этом самом пространстве и происходят наши встречи с героями.

Новости