Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах стр. 473 — Да, смотрю и думаю: одно дело книжку читать Брежнева1 и умо зрительно глумиться над ней, другое — здесь постоять и попытаться все представить телесно... — И не говори, Михаил! Кто был на Малой Земле — не даст соврать: берег прямой и чистый как стол... Поле боя все ставит на место. Если на это место встать. На первый взгляд, может быть, не очень и очевидно, что мы, живущие, погружены в телесность героев, сохранивших своим телом нас с вами. Многие, скорее, воспринимают как символы улицы, города, пароходы, носящие имена героев. Мне же жизнь подсказывает, что все гораздо жизненнее. Память о героях телесна: в какой-то момент собственной жизни можно оказаться в одном строю с Александром Матросовым. Буквально. СПОСОБЫ СОХРАНЕНИЯ ПАМЯТИ Есть разные формы сохранения подвига как истории: фольклорная, над которой трудится народная память (в форме ли песни, баллады или былины) и идеологически санкционированная властями, утверж денная как официальная, признанная история. Вот марш 77-го Тенгинского пехотного полка, в котором воссозда ется подвиг Архипа Осипова, как образец фольклорного творчества: Подвиг Архипа Осипова (22 марта 1840 г.)2 Как черкесы3 к нам ходили Лет уж будет с пятьдесят. Раз, два! Меж собой они решили Резать наших жен-ребят. А в Михайловском на взморье В укреплении сидят, 1 Имеется в виду книга Л.И. Брежнева «Малая Земля». 2 Расшифровка фонограммы Мужского хора Института певческой культуры «Валаам», дирижер И. Ушаков, запись 1997 г. CD «Песенная летопись Кавказской войны» (СПб.: Русская Лира, 2002). Расшифровка взята из Интернета. 3 Черкесы — во времена Кавказской войны 1817—1864 гг. черкесами называли любых горцев, сражавшихся с русскими. |
|||||
|