Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 475



в фольклорной памяти и в идеологически признанной форме по-разному, однако уровень сакрализации героя и события, когда оно апроприируется идеологической системой, заметно повышается, а ореал его бытования выходит за пределы места самого подвига. Вопрос о славе — сложный вопрос. В фольклоре слава сохраняется и описывается, в авторском произведении осмысляется. Вот как об этом пишет Владислав Занадворнов — поэт и участник Великой Отече ственной войны.

На высоте «Н»1

На развороченные доты Легли прожектора лучи И эти темные высоты Вдруг стали светлыми в ночи А мы в снегу на склонах голых,

Лежали молча, как легли,

Не поднимая век тяжелых,

И их увидеть не могли.

Но, утверждая наше право,

За нами вслед на горы те Всходила воинская слава И нас искала в темноте.

Вернемся к подвигу А. Матросова. О подвиге общеизвестно следующее.

7 февраля 1943 г. 2-й батальон получил задачу атаковать опорный пункт в районе деревни Плетень, западнее деревни Чернушки Локнян- ского района Псковской области. Как только наши солдаты прошли лес и вышли на опушку, они попали под сильный пулемётный огонь противника — три вражеских пулемёта в дзотах прикрывали подступы к деревне. Один пулемёт подавила штурмовая группа автоматчиков и бронебойщиков. Второй дзот уничтожила другая группа бронебой щиков. Но пулемёт из третьего дзота продолжал обстреливать всю лощину перед деревней. Попытки заставить его замолчать не увенча лись успехом. Тогда в сторону дзота пополз красноармеец Александр Матросов. Он подобрался к амбразуре с фланга и бросил две гранаты. Пулемёт замолчал. Но как только бойцы поднялись в атаку, пулемёт

1

Фронтовая лирика: Стихи и песни. М.: Художественная литература, 1995. С. 58.

Новости