Мартынов Е.И.
Политика и стратегия
стр. 82



VI.

Тактика

Несмотря на все выгоды, представляемые обороной (укрепленные позиции, измеренные расстояния, укрытие войск от огня и тому подобное), истинное военное искусство всегда признавало наступление главным видом боя. Даже в тех случаях, когда крайность заставляла прибегать к обороне, военное искусство требовало, чтобы оборона была активная, то есть чтобы она являлась подготовкой для перехода в решительный момент к наступательным действиям...

Главное преимущество наступления перед пассивной обороной заключается в том, что наступающий все время держит в своих руках инициативу, то есть приводит в исполнение свой собственный план, подвергаясь при этом несравненно меньшим случайностям. Наоборот, слабость пассивной обороны — в том, что обороняющийся всецело зависит от воли противника: ему приходится разгадывать его намерения и своевременно парировать их, для него бой состоит из целого ряда неожиданностей. Кроме того, наступление обыкновенно поднимает моральные силы войск, а оборона понижает их.

Вот причина, по которой современная теория рекомендует наступление даже слабейшей стороне; вот почему уставы всех западноевропейских армий проникнуты наступательной тенденцией, и все воспитание войск на Западе ведется в наступательном духе.

Японцы, со свойственным им ясным пониманием дела, прочно усвоили эти идеи, тем более что они вполне отвечали смелому, полному инициативы характеру их нации. В продолжении всей кампании, начиная от неожиданного нападения на Порт-Артурскую эскадру и кончая Мукденом, японцы не выпускали инициативы из своих рук. Даже в тех двух случаях, когда мы делали попытки к переходу в наступление (Шахэ и Сандепу), японцы, разгадав наши намерения, тотчас же сами перешли к контратакам.

Без сомнения, и в русской армии понимали огромные преимущества наступательного образа действий. Однако использовать их не удалось: во-первых, по причине нашей неготовности к войне, а во-вторых, вследствие отсутствия даровитого полководца и хорошего командного состава.

Затем, как в Западной Европе, так и в Японии еще в мирное время (несмотря на полное признание той несомненной истины, что успех на войне зависит, главным образом, от моральных сил) тщательно следили за развитием техники, стараясь использовать для военного искусства каждое изобретение ее, применяя все действия войск к созданным ею новым факторам.

После вооружения армий магазинными ружьями, скорострельной артиллерией и большим количеством пулеметов все военные уставы, начиная с германского, выдвинули тот основной принцип, что «бой пехоты решается действием огня». Этот принцип не отвергает штыка, но он смотрит на него лишь как на исключительное средство, признавая, что при нормальных условиях бой будет начинаться и кончаться действием огня. Во время последней войны японцы в случае необходимости дрались и на штыках, но они прибегали к этому оружию лишь тогда, когда им удавалось своим огнем совершенно подавить огонь противника или когда вследствие условий обстановки (темная ночь, внезапное








Новости