В.Д. Мазаев
ПУБЛИЧНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ В РОССИИ: КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ
стр. 123


запрещаются все несоциалистические партии и фракции в самой большевистской партии, в правовой — оставляется только публично-правовое. А диалектический противовес, противоположность загоняются в подполье. Эта философская непоследовательность дорого обошлась России (и тем, кто воспринял ее опыт).

«Забвение» закона дополнялось абсолютизацией одной из функций противоречия как источника развития и одной из форм разрешения противоречия, а именно конфронтационной. Известно, что В.И. Ленин, анализируя противоречия, рассматривал их в основном как источник, движущую силу самодвижения, саморазвития. Политический смысл такого подхода в рамках теории классовой борьбы, диктатуры пролетариата и социалистической революции ясен. На задний план уходило, а точнее, игнорировалось рассмотрение противоречий как способа бытия. Нет, противоречия выделялись, противоположности фиксировались, но главный пафос теории заключался в абсолютизации непримиримости классовых интересов и поиске аргументов нарастания борьбы и неизбежности гибели буржуазной системы.

Акцент на противоречие как способ бытия требует, наоборот, поиска цивилизационных, наиболее адекватных данной ступени общественного развития форм взаимодействия противоположностей, гуманизации отношений, выработки консенсуса, социальной гармонии. Отсюда и совершенно иная возможность разрешения системных противоречий в духе социального партнерства, путем реформ, не революции, а эволюции систем, так называемый гар-монизационный путь разрешения противоречий.

Обществу присущи системообразующие противоречия. На роль общесистемного противоречия не подходят те, которые действуют в одной из сфер социальной жизнедеятельности (например, противоречия между производительными силами и производственными отношениями). Основное противоречие должно служить способом бытия данной системы от ее возникновения до гибели, иметь возможность модифицироваться в развитии системы, приобретать различные формы, быть источником саморазвития социума. Вряд ли можно «вывести» такое противоречие по схемам гегелевской диалектики, это противоречие — «данность», которая должна быть увидена, зафиксирована в самой реальной действительности. Противоположностями этого основного противоречия не могут выступать в прямом виде какие-либо общности, организации, явления в силу их исторической сменяемости. Вообще, поскольку речь идет о социальной форме движения материи, противоположностями основного общесистемного противоречия могут быть только социальные процессы, а именно социализация

Новости