Пашуто В.
Внешняя политика Древней Руси
стр. 80



Прежде чем продолжать историю русско-византийских отношений, хочется напомнить, что при киевском дворе и в связанном с ним Печерском монастыре при деятельном участии русских церковных теоретиков, таких, как Антоний, Иларион, Феодосий, Никон и другие, складывалась идеология великокняжеской власти и сильной русской церкви, призванной «просвещать» подвластные Руси народы. Не случайно Иларион ставит Владимира Святославича в ряд с императорами, а сам Ярослав усваивает титул самовластца и царя. И княжеская власть и русская церковная знать были пока едины в их стремлении помешать Византии использовать церковную связь как средство политического давления на Русь. Русские церковники паломничали по владениям Византии162, имевшей православные монастыри и в Передней Азии (в Иерусалиме) и в Италии 163.

Иларион подчеркивал, что современное международное положение Древнерусского государства имеет историческую традицию, ибо и прежние князья, и Игорь и Владимир, «мужьством же и храбрьством прослуша в странах многих и поминаются ныне и с л о в у т». Они тоже «не в худе бо и не в неведоме земли владычеством аша», он верит, что и на будущее бог «владыке наши о г р о ,з и страна м» 164.

В этих условиях прибытие папских послов во главе с кардиналом Гумбертом в Византию, где они 16 июля 1054 г. положили на алтарь Софии отлучителыную грамоту, подтвердившую раскол церкви, было довольно хладнокровно воспринято на Руси. Иное дело Византия. Там патриарх Михаил Керуларий собрал церковный собор, на котором была провозглашена анафема римским послам и прикосновенным к ним лицам, «пришедшим в богохранимый град подобно грому или буре, или гладу, или лучше — подобно диким кабанам, чтобы ниспровергнуть истину» 165.

Любопытно, однако, что Русь заняла очень гибкую позицию относительно акта 1054 г., имея в виду свои тесные связи с католическими державами Европы 166.

Она, конечно, учитывала, что сам император Михаил VII (1071 —1078) искал помощи у папы Григория VII против сельджуков 167, и потому старания многих митропо-литов-греков, таких, как Ефрем168, Георгий (70-е годы

XI в.) —автор «Стязания с латиною» 16Э, Иоанн II (1080 — 1089 170) — автор послания к напе Клименту III, Никифор



Новости