Пашуто В.
Внешняя политика Древней Руси
стр. 129



10—15 сентября на соборе в Малфи папа искал союза с Византией. И вот перенесение мощей Николая Мирли-кийского почему-то 15 празднует православная церковь на Руси. В Византии этот святой пе был признан. На Руси он стал покровителем купцов, торгующих за морем, а также ведущих торг льном 16. Сказание о перенесении мощей Николая в Бари, судя по веским деталям, составлено русским очевидцем, а может быть, и участником купеческо-пиратской экспедиции барийцев из Антиохии в г. Миры; автор присутствовал и при состоявшемся через три года освящении Урбаном II храма в честь Николая.

А в тропаре по этому поводу читаются слова о том, что радуется «вся вселенная», видя мощи Николая «в ла-тинех» или в «латинском языке» 17. Это соответствует духу веротерпимости, который мы встречали и еще не раз встретим в княжеской среде; здесь радость вызвана освобождением мощей из рук мусульман (с 1036 г. Ликия была под властью арабов). Не участвовала ли Русь времен Всеволода Ярославича в Малфийском соборе?

Установились связи и с крестоносцами, осевшими в Передней Азии, куда при поддержке иерусалимского короля Балдуина I ездил русский игумен Даниил (см. стр. 141). Слухи, дошедшие до Рима о победе над половцами в 1111 г.18,— последнее, что мы знаем о сношениях с ним перед длительным пробелом в известиях вплоть до поры, когда папство, опираясь на вооруженную силу, организует открытый крестовый поход на Русь и подвластные ей народы.



Новости