Пашуто В.
Внешняя политика Древней Руси
стр. 172



«Не выдай мене Изяславу, зане болен есми велми»,— писал он Гезе II49. Ссылаясь на грядущую свою кончину, Владимир прельщал короля тем, что отдавал под его опеку своего сына («да аще мене бог поиметь, а сына моего прими к собе»), наконец, он напоминал королю о своем союзе с его отцом Белой II («отец твой бяше слеп, а яз отцю твоему досыти послужил своим копием и своими пол-кы за его обиду и с ляхы ся есмъ за нъ бил, а помяни на мне то рт сего ми отдай») 50. Это был проверенный ход, основанный на известном опасении Венгрии перед сильным галиц-ко-киевско-волынским объединением; обещанная Владимиром дружба означала его отказ от союза с Византией тт тоже сулила выгоды королю.

Начались совещания, на которых стоит задержать внимание, потому что единственное в своем роде их описание дает представление о дипломатических переговорах тех времен. На первом же совещании Геза сообщил Изяславу: «Отче, кланяю ти ся, се Во ло димер прислалъся ко мне, а молится и кланяется и еще и ранен велми и не будет жив; а яз ти, отче, являю, а ты тому, что отмолвиши» 51. Видимо, король предъявил князю и грамоты, полученные из Перемышля. Летопись сохранила и «протокольную» запись, может быть (если у короля и князя не было языка, известного им обоим) частично в виде перевода.

Изяслав, хорошо знавший проделки галицкого князя, отвечал: «Сыну, аче Володимер умреть, а бог убил его, зане съступил есть крестного целованиа к обеима нама [видимо, речь идет о мире с Владимиром после войны 1150 г.], на нем же целовал крест и что к тобе рекл кое управил и еще над тем сором на обою възложил [на] наю; а ныне чему ему имеши веры, а он ти не унравил и первое, и другое». И закончил Изяслав свою речь энергичным предложением — отобрать Галичину у Владимира: «ныне же дал его нам бог — самого же имева, а волость его възмиве».

Еще решительнее выступал Мстислав Изяславич, видимо, предлагавший покончить с противником — он «велми препираше короля, наипаче отца своего Изяслава, всеми винами володимерими». Но король послушал не их, а свою знать, подкупленную Владимиром, и ответил: «Не могу его убити, оже оп молить ми ся и кланяеть ми ся и своея вины кается; но оже ныне крест целовал, а съступить того, а тогда како ми с ним бог дасть, да любо аз буду в Угорь-ской земли, любо он в Галичкой».

Новости