Пашуто В.
Внешняя политика Древней Руси
стр. 188



ленных Климентом церковных иерархов (кроме попов и дьяконов)37; был лишен должности и суздальский епископ Нестер, вероятно, сторонник Андрея, который отвергал византийский союз Юрия.

В эти годы при дворе Андрея развернулась большая идеологическая работа, проникнутая идеями о древности христианства в ростовском крае (через житие Леонтия, вошедшее в летописание и историографию)38, о равенстве Андрея Юрьевича н византийского императора Мануила39, о древности местных городов и святынь40. И когда митрополит прислал в Суздаль свою креатуру — Леона, последний был встречен с осуждением: он «не по Правде поста-вися... перехватив Нестеров стол»41. Его покровитель митрополит вмешивался в большую политику: опасаясь усиления галицкого Ярослава Осмомысла на Дунае, он помешал Долгорукому выдать своему союзнику Ивана Рос-тиславича Берладника. Берладник стал козырем в интригах против Галича42.

Политическая карьера митрополита оборвалась, когда в Киеве вновь сел смоленский Ростислав Мстиславич (1159 г.), от которого волынский соправитель Мстислав потребовал изгнания человека, проклявшего его отца. Мстислав считал нужным восстановить в митрополитах Климента, Ростислав противился, не желая обострять отношения с Византией. На совещании в Вышгороде после жарких споров («речи продолжившися и пребывши крепни межи ими») союзники сошлись на том, что ни Клим, ни Константин не получат митрополии, на которую будет приглашен новый кандидат из Византии; в 1161 г. оттуда в результате посольства из Руси прибыл Федор43.

Между тем Константин «выбегл» из Киева к черниговскому двору Святослава Всеволодовича, где и умер (1159 г.) 44, оставив (местному епископу Антонию распоряжение бросить свое тело вне города на растерзание псам. Епископ так и сделал, чем вызвал толки: «народи же в си дивишася [чюдишася] о смерти его». Это подрывало авторитет власти, и Святослав после совета со знатью велел погрести незадачливого митрополита в церкви св.< Спаса 45.

Не усидел на епископии и его ставленник Леон. В местной летописи читаем, что «выгнаша ростовци и суж-дальци Леона епископа, зане умножил бяше церковь, гра-бяй попы (по списку А: церковь пустых грабя)»46. По


Новости