Пашуто В.
Внешняя политика Древней Руси
стр. 195



что «вся земля ростовская не въсхоте благословения [Федора] и удалися от него»; т. е. часть населения была озлоблена, а часть удалилась, бежала89. Перед социальными осложнениями такого рода князь и митрополия были едины. Федор был отправлен в Киев, где митрополит велел неслыханно жестоко казнить его как еретика и: злодея90. Суздальско-византийские отношения были нормализованы, успешно развивалась и торговля. Примечательно и расширение в 1169 г. византийскими властями владений русского монастыря св. Пантелеймона па Афоне, бывшего важным посредником в сношениях двух стран91.

В историографии высказаны две точки зрения на сущность описанной выше церковно-политической борьбы. М. Д. Приселков считал, что в ее основе «лежит разница воззрений греков и русских на отношение митрополии киевской к патриархату» 92; Н. Н. Воронин уподобляет ее борьбе, которая велась французскими королями с папством, поддержанным теократической партией Бернарда Клервосского; у нас роль теократической партии играл греческий митрополит и епископат 93.

Мне представляется, что в основе событий лежала борьба княжеских группировок за власть ,и доходы на Руси, включая поступления от церковных владений; при этом она осложнялась тем, что церковная собственность стала расти на Руси не в пору складывания государства 94, а в пору его дробления, стала элементом феодальной раздробленности. Церковники вступили в эту борьбу, когда светская власть уже захватила наиболее лакомые куски и потому противоречия из-за земли и ренты (частью отраженные в церковных уставах) в связи с созданием все новых епископий (за первые сто лет христианства возникли 5 епископий — киевская, белгородская, переяславская, черниговская и владимиро-волынская; к середине XII в. их прибавилось еще 5 — полоцкая, туровская, ростовская, смоленская, галицкая; ко времени монгольского нашествия их число достигло 16) 95 приобрели особенную остроту. Считаясь с действительностью — ростом самостоятелЬ' ных княжений, греческая митрополия и ее патриархат создавали новые, выгодные им, епископии, делая все, чтобы оградить их имущество, доходы и права от посягательств местных князей, а самих кпязей вовлечь в русло византийской политики. В условиях соперничества группировок князей и их внешнеполитической самостоятель-


Новости