Пашуто В.
Внешняя политика Древней Руси
стр. 199



РУСЬ, БОЛГАРИЯ И ЗЕМЛИ ЮЖНЫХ СЛАВЯН

Завоевание Болгарии Византией пагубно отразилось на русско-болгарских связях, ие только межгосударственных, которые были оборваны: хлынувшие за Дунай тюрки вообще затруднили сношения между древнерусским и братскими славянскими народами. Что церковно-политические отношения все же поддерживались, видно из диспута болгарского епископа Адриана с суздальским епископом Леоном в императорском лагере во время венгерского похода. Адриан переспорил враждебного Андрею Боголюбско-му епископа.


Видимо, и Галичина имела контакты с Болгарией в связи с событиями на днестровско-дунайском Причерноморье. Местные русско-тюркские «подунайцы» ушкуйни-ки-выгонцы, вроде берладииков, были одним из источников военной силы ие только для венгерских, или византийских искателей трона, они (вероятно, не без ведома Галича) оказались полезными и борцам за освобождение Болгарии. Кризис Византийской империи в конце XII в. ознаменовался на европейском континенте ее поражениями и в Италии и на Балканах. В освободительной борьбе народа обрела независимость под властью великого жупана Стефана Немани (1190—1196) Сербия. С семьей Неманий имели родственные связи вольтиские князья — в середиие XII в. в условиях волынско-венгерско-сербско-сииилийского антивизантийского союза Владимир Мстиславич женился на дочери хорватского бана Бслуша из рода Неманий.

Крепли и русско-сербские культурные связи. Около 1191 г. афонский монах «русин родом» попал ко двору Стефана Немани и отвел его младшего сына Растко в «рушки монастырь». Растко (около 1174—1235) стал архиепископом Саввой, основателем самостоятельной православной церкви в Сербии. В 1229 г. Савва отправился в Иерусалим, где также осел в «рушьском» монастыре, поскольку местные монахи видели в нем сородича 2. В своих сочинениях.

Новости