Пашуто В.
Внешняя политика Древней Руси
стр. 243



на добилась у него передачи сыновьям Тихомля и Пере-миля, бывших прежде у белзского князя; попытка Лешко вызвала вооруженное выступление и Венгрии против него . Тогда Лешко направил краковского воеводу Пако-слава к Андрею II с предложением: «Не есть лепо боярину княжити в Галичи, но поими дщерь мою за сына своего Коломана и посади и [т. е. его] в Галичи»30. Это было предложение о совместном подчинении Галичины. Мысль королю понравилась. В 1214 г. на свидании в Сепеше (Спиши) король Андрей 11 и краковский князь Лешко Белый заключили договор о завоевании: и разделе Галицкой земли. Трехлетняя дочь Лешко была обручена с пятилетним Кальманом. Силой венгерско-польских полков уже известного нам воеводы Бенедикта Бора Кальман был посажен в Галиче; западная часть Г аличины с Перемышлем и Любачевом отошла под власть краковского князя. Боярин Володислав кончил свои дни в галицкой темнице. О Волыни в этом сообщении летописи ничего не говорится, хотя известно, что там польский князь захватил Забужские земли (с городами Берестье, Угровск, Ве-рещин, Столпье, Комов и «всей украиной»31). Договор в Сепеше (Спиши) — свидетельство перехода двух правительств от политики замаскированных вторжений к открытому дележу страны. В то же время княгиня Анна, пользуясь своими связями при краковском дворе, в частности содействием кастеляна Пакослава, вновь добилась получения от Лешко города Владимира.

Стремясь упрочить свое господство в Галичине, король Андрей обратился к папе Иннокентию III с просьбой поручить эстертомскому архиепископу Иоанну короновать Кальмана и укрепить его положение церковной унией. Таким образом, и в Юго-Западной Руси лозунги католической церкви были выдвинуты для оправдания агрессии. «Надлежит знать вашей святости, — писал король,-- что вельможи и народ Галиции покорно молят нас, чтобы мы поставили над ними королем нашего сына Кальмана, что намерены и впредь оставаться в единении со святой римской церковью и в послушании ей, притом, однако, что будет дозволено им в ином от своего собственного [греческого] обряда не отступать» 32.

В 1215 г. Кальман был коронован33. Завоеватели чинили грабеж в стране и преследовали веру, о чем читаем в киевской летописи: «Король угорский посади сына сво


Новости