кадымизма стояли на позициях защиты отсталых традиций по принципу «все старое — свято», обучение светским наукам и русской грамоте считали от ступлснисм от канонов ислама. В отличие от кадымистов, джадидисты выступали с требованием общественных перемен и духовного обновления. Эта борьба привела к поражению еще не окрепшего джадидизма. Имя «джадид» стало синонимом безверия, приравненного к преступлению. Джадиды оказались в положении бесправных людей. Главным поприщем своей деятельности джадиды избрали народный театр. Театральные подмостки стали центральным рупором джадидов-модернистов. Здесь получили известность М.Бекбуди, А.Фитрат, А.Авлони, Хамза, А.Кадыри, Чулпан. При всем художественном несовершенстве их пьес, они имели острую социальную направленность, высмеивая безнравственность и корыстолюбие мулл, падких на деньги чиновников, готовых ради наживы на любые преступления против шариата. Подвергались критике архаические свадебные церемонии, устаревшие обряды и обычаи, бытовавшие предрассудки. Эта критика расшатывала устои мусульманского мира, подрывала влияние духовенства, бичевала вопиющие пороки, но не выходила за рамки реформистских иллюзий. Джадиды использовали и печатную пропаганду своих идей. Издавались газеты и журналы: «Таракки» («Прогресс», 1905), «Хуршид» («Солнце», 1906), «Шухрат» («Слава», 1907), «Самарканд» (1913), «Садои Туркестан» («Голос Туркестана», 1914), «Садои Фаргона» («Голос Ферганы», 1914), «Ойна» («Зеркало», 1913) и др. Преследования властей, сильнейшие религиозные предрассудки, феодально-патриархальный уклад семейной жизни, заботы о личном благосостоянии у самих джа-дидов ослабляли и разлагали движение изнутри. Этот период длился несколько лет и завершился в 1914-1915 гг. кризисом. К этому моменту вернулась домой посланная на учебу за рубеж молодежь, потрясенная и воодушевленная турецкими впечатлениями. Обновленные, окрыленные воспринятыми в Стамбуле воззрениями и идеями, они
|