Главная » Статьи » 

ПАРТИЯ «МУСАВАТ»

В советской и западной историографии азербайджан­ская политическая партия «Мусават» (буквально «равно­правие») описывается стандартно с позиций классовой борьбы. В трудах историков советского периода партия «Мусават» выглядит партией имущего меньшинства азер­байджанского народа, в мифическом лозунге большевиков партией «беков» и «ханов», нуворишей от промышленного капитализма, предельно реакционной, призванной защи­щать и укреплять господство последних в обществе, в то же время игнорировать интересы пролетариата и трудового крестьянства. Такой подход к оценке исторического явле­ния носил пропагандистский марксистско-ленинский ха­рактер. Только в трудах западных историков партия «Му­сават» оценивалась как единственная партия, которая смогла органично войти в общественную жизнь, создать свой потенциал и исполнительные кадры, воздействовать и регулировать новые общественные процессы. Такой подход с позиций классовой борьбы можно назвать буржуазно-ли­беральным. Мне хотелось сегодня ознакомить Вас с некоторыми со­ображениями о роли и значении «Мусават» в революци­онном процессе государства Азербайджан, о целях, зада­чах, которые ставили перед собой сами мусаватисты. Ко­нечно, это будет в каком-то смысле субъективная оценка, но в историческом плане она укладывается в объективную картину изучаемого явления. Это очень важно в перспек­тиве переоценки роли и места партии «Мусават», ее идеи и дела должны быть освещены, так как «Мусават» не был партией реакционеров. При справедливой оценке можно говорить, что по своему духу, воззрениям, программе «Мусават» являлся партией революционного толка, тяго­тевшей к социал-демократической направленности с ярко выраженным националистическим (в хорошем смысле) уклоном, с непременным участием исламских религиоз­ных ценностей. Одной из направляющих идей мусават-ского движения являлось активное вовлечение в социал-демократическую жизнь широких слоев социально и на­ционально униженного мусульманского населения не только Баку и Азербайджана, но и Закавказья, Средней Азии и даже Ближнего Востока под консолидирующую идею равенства, равных возможностей, свободы духа и личности опять же с учетом постулатов исламской рели­гии. Один из мусаватистов даже так ставил вопрос: «Не наступила ли пора и возможность обновления ислама и даже коренного изменения его основ и появления неоис­ламизма?». Рождение партии «Мусават» было обусловлено, не­сомненно, мощным воздействием таких значительных общественных явлений начала XX в. как революция

 1 2 3 4 > 

Комментарии 0 Всего

Добавить комментариий