национальными делами тюркских народов. Во время первой мировой войны официальным органом этого центра являлось упомянутое совещательное бюро при мусульманской думской фракции. Как признавал в 1917 г. меньшевик Цаликов, «история существования мусульманских фракций весьма знаменательная история, не могущая быть вычеркнутой одним росчерком пера из политического сознания мусульман». По его мнению, факт деятельности фракций, независимо от их результатов — явление, заслуживающее внимания тех, кто «хотел бы понять сущность развития политической мысли мусульман России». Цаликов не случайно привел оценку деятельности фракции епископом Уфимским и Мензелинским Андреем из его обращения к директору департамента духовных дел в феврале 1917 г.: «Теперь всей мусульманской массой руководит мусульманская фракция Государственной Думы и можно сказать без преувеличения, что это своего рода мусульманское министерство внутренних дел ныне руководит жизнью грамотных мусульман и организует все мусульманство в одну компактную массу». Иттифак возник и сформировался, как верно считает большинство исследователей, как политическая партия в результате трех всероссийских мусульманских съездов. Но их общий вывод о том, что его программа была близкой к кадетской лишь отчасти отражает реальность, уже потому, что не учитываются последующие редакции программы, куда были внесены положения, заимствованные у социалистов. До сих пор не известны во всем объеме те решения, которые были приняты на августовском совещании мусульманских представителей в 1907 г. в Нижнем Новгороде, на июньском съезде в 1914 г. в Петербурге. Другие материалы, связанные с Иттифаком, требуют более тщательного перевода и соответствующего анализа. Прежде всего, необходимо учитывать, что в силу особенностей мусульманской ментальности партия практиковала особые формы связи с массами, а формальное сходство ее программных положений с установками других партий вовсе не означало подражательного характера всей ее деятельности. Процесс создания этой общероссийской партии был следствием ряда факторов. Еще в 1909 г. Алисов верно называл в их числе, во-первых, объективный исторический процесс, стянувший большинство тюркских народов под власть Российского государства; во-вторых, общерусское освободительное движение; в-третьих, пробуждение ислама во всем мире. С.Максудов в 1923 г. отмечал, что «русские школы и русский язык дали ключ к усвоению западной культуры»; сначала у мусульман пробудился, по его выражению, «умственный либерализм, а за ним и национальное сознание». В итоге «родилось
|