РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ 2
(наиболее известный представитель — А.Солженицын), однако массового и организованного электората она пока не имеет. Этнический же национализм, спровоцированный процессами либеральной модернизации, носит для России антитрадиционный характер и не встречает поддержки традиционно консервативного электората. Несколько слов следует сказать и о так называемой «белой идеологии» православных антикоммунистов, составлявших в 70-е годы одну из ветвей диссидентского движения (И.Шафаревич, Вл.Осипов, Дм.Дудко) — иногда ее называют «консервативно-монархической». После краха коммунистического режима стало ясно, что опора на традиционный православный менталитет несовместима с радикально-либеральной доктриной, поскольку православие является оплотом стихийного социализма с его взглядами на соборность, отрицательным отношением к культу богатства и т.п. Следование же либерально-радикальной доктрине с ее антикоммунизмом ведет к фактическому разрыву с православием (Глеб Якунин). Впрочем, избирательная кампания 1996 г., может быть, заставляет усомниться в высказанном тезисе. Откровенная поддержка руководством РПЦ Б.Ельцина и участие иерархов РПЦ в массированной антикоммунистической пропаганде по-человечески понятны: слишком много неприятных моментов связано с коммунистическим периодом, да и материальная поддержка «новых русских» и государственной администрации более весома, чем со стороны «старых русских». Понятно также, что руководство РПЦ ищет возможности восстановить некоторые общественные функции, связываемые с контролем Церкви за нравственностью и благонадежностью прихожан. Однако совершаемое таким образом «предательство» традиционного электората может впоследствии слишком дорого обойтись авторитету РПЦ. Консервативно-монархическая идеология продолжает демонстрировать свою беспомощность с точки зрения мобилизации сколько-нибудь значительных электоральных
Л. Вызов к.ф.н. В. Петухов к.ф.н. ( Москва) |