Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 46



я — дерево у дороги, или я — твой Бог»1. Миф выдает себя за первичный язык вещей, потому экспрессивность освоенного мира не предполагает никаких ответных усилий со стороны человека. Начиная с Осевого времени2, с рождения философии, человек — это существо, осознающее себя не только адресатом, к которому обращается мир (природа, обще ство), но и ответственным за организацию культурного опосредство вания, обеспечивающего возможность этого обращения. Человек становится ответственным за овладение, с помощью образования, культурным опосредствованием, необходимым для того, чтобы вклю читься в свою культуру (традицию). Однако только в европейской философии (культуре) человек осознает и ТЕМАТИЗИРУЕТ эту свою ответственность за собственную детерминацию через иное.

Понимание человеком себя (а значит — своей культуры и своего места в мире) неодинаково в разных культурах. Если в Индии и Китае эпицентром философствования выступала судьба человека, то в античной философии проблема человеческой жизни (а вместе с тем проблемы культуры) обсуждалась как подробность космического миро порядка, чем европейской философии и был задан космизм в рассмо трении проблем первооснов бытия. Индийские философы, в отличие от Парменида, считали, что невозможно наделить Брахмана как подлинное бытие (так они поняли лежащий радикально за пределами мысли предмет мысли) атрибутами единства и неподвижности. Брахман индуизма был истолкован как некоторая неопределенная ментальная реальность мира (предельно внемысленный предмет мысли, который совпадает с самой мыслью). Но тогда эта НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ выносила понятие Брахмана за пределы дискурсивного объяснения — в область мифологической интуиции. В истории индийской культуры начала мистицизма выступали своего рода дополнением к философ ским концепциям.

Избранный индийской философией путь признания неопределен ности бытия был отвергнут античной философией в силу того, что она

1

   Черняк JI.C. Рациональность культуры // Теоретическая культурология М., 2005. С. 21.

2

   В Осевое время появляются еврейские пророки, возникают мировые рели гии, складываются конфуцианство, буддизм, даосизм, греческая философия. См.: Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Смысл и назначение истории. М., 1994.

Новости