Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 51



чальным сродством разума и мира (Космоса) — естественным срод ством, обеспечивающим ПРЕД-ПОНИМАНИЕ. Благодаря послед нему, в знании продолжало доминировать воспроизведение. И также благодаря этому в жизненном мире людей звучали, по образному выра жению JI.C. Черняка1, «голоса бессмертных»: в живом и благоприятно расположенном к человеку мире ходили гордые люди, а на дорогах чаще можно было встретить богов, чем людей.

Только расставание в философии Нового времени (по-настоящему начиная с Канта) с концепцией Естественного света разума (с унасле дованной еще от античности идеей сродства мысли и Космоса) обеспе чило автономию и доминирование знания-конструирования. Потому идея универсальности европейской культуры сразу была тематизиро- вана (в явном виде у Гегеля) следующим образом. Представление

о природе может быть сформулировано только культурой, только в ней возможно единство, целостность природы. В этом смысле культура обязательно универсальна и единственна, и таковой является европей ская культура. Понятно, что универсальность предполагает и обыденное значение, подсказываемое здравым смыслом, — универсальная мера, позволяющая соотносить любые другие культуры. Осознание европей ской культурой своей универсальности означает нарочитую темати- зацию своей открытости, а ее открытость другим культурам обуслов лена ее изначальной ОТКРЫТОСТЬЮ к ИНОМУ. Это специфически европейское прочтение свободы или самодетерминации как откры тости радикально ВНЕкультурным (природным и сакральным) детерминациям2.

Причем эта открытость к иному была сразу гиперболизирована, как бы заявлена с «перебором», выраженным античным космизмом. Уникальность европейской культуры заключается в том, что своим космизмом она незамедлительно задала тематизацию и приоритет субъектности иного (а не субъектности мысли) в составе субъектив ности человека. И не вполне понятно, что здесь означает «перебор», ведь как раз чем больше «степень» инаковости (суверенности иного),

1

   См.: Леон Черняк. Март 2006. Метафизические размышления о природе анти семитизма ... www.machanaim.org/.../antisemitism2.htm.

2

   См.: Черняк Л.С. Вненаходимость в диалогике: самодетерминация мысли и де терминации внемысленные // Владимир Соломонович Библер. М., 2009. С. 10—128.

Новости