Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 82



австралийцы и новозеландцы не составили исключения и выразили удовлетворение отсутствием подобных притязаний. Таким образом, мало кто (а может быть, никто) из живущих как на Западе, так и на Востоке, и мало кто (или, возможно, никто) из ученых этих регионов, всерьез занимающихся проблемами России, склонен воспринимать Россию как Запад или как Восток. Она, если говорить геополитически, сохраняет статус моста, специфического пространства, которое в достаточной степени модернизировано, где в определенной мере интегрированы славянские, тюркские, угро-финские и другие народы посредством модернизаторской роли русского народа как народа европейского. Этот процесс осуществлялся и в царской России, и в СССР. Пятнадцать лет назад в Институте философии РАН были аспиранты из Туркменистана, Казахстана и других азиатских республик СССР. Теперь они оказались в пространствах, которые частично демодернизируются, частично (анклавно) модернизируются, но в целом испытывают определенные цивилизационные потери после распада СССР.

Славянофилам в России в сегодняшней ситуации труднее, чем евра зийцам, выполнить социальный заказ на защиту традиции, самобытни- чества. Скорее, эту роль играет евразийское почвенничество, но наши отличия от Востока не менее сильны, чем несходство с Западом.

В спорах между теми, кто сегодня претендует быть славянофилом и западником, не учтен один новый фактор, который меняет структуру взаимоотношений между Западом, Россией, незападным миром в целом и не позволяет говорить о западном пути, почвенном пути или евразийском пути — фактор глобализации.

Что же можно сказать тем, кого сегодня считают западниками и славянофилами, в свете этой новой тенденции? То, что уже сказано. Если раньше Запад выступал как образец, то теперь Запад сам нахо дится в трансформации, он перестает быть универсальным образцом для развития. Не принимая во внимание трансформацию самого Запада, люди путаются в определении того, что означает официально декларированное намерение жить, как на Западе. Избранная либе ральная модель — это только одна из моделей западного развития. Одновременно Нобелевскую премию имеет и Дж. Тобин, который при Дж. Картере осуществлял политику государственного регулиро вания, развивая идеи Дж.М. Кейнса, и неолиберал М. Фридман.

Новости