Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 286



Последний аргумент в научных спорах — апелляция к некой «объек тивной реальности». Сама по себе эта реальность — продукт согласия ученых. Она проявляет себя посредством представлений. Поле науки есть поле борьбы этих представлений1. Таким образом, Бурдье рассма тривает специфические функции коммуникации в поле науки — не только как способ передачи актуальной информации, но прежде всего как средство конкурентной борьбы за научный авторитет как моно полию на право выступать от имени науки.

Однако в отличие от теории Бурдье, рассматривающей научное сообщество как особый вид профессионального сообщества, подход к рассмотрению знания как интеллектуальной коммуникации делает акцент, скорее, на способах распространения знания, в первую очередь на интерпретации знания. История философии как сфера интеллек туального самовыражения требует особой квалификации. Она требует исторической достоверности и умозрительного отстранения. Возможно, исследование ее как системы интеллектуальных коммуникаций позволит несколько уравновесить эти крайности.

1

Бурдье П. Клиническая социология поля науки // Социоанализ Пьера Бурдье. СПб: Алетейя, 2001; Бурдье П. Поле науки // Социология под вопросом. М: Праксис, 2005.

Новости