Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 357



востребованным. Исследователь видит у Достоевского в «Братьях Кара мазовых» в образе Алеши также осуществление задач «христианского воина», а с Тургеневым, который прочитал образ Гамлета как отъявлен ного эгоиста, с необходимостью спорит.

Итак, понимание образа Гамлета как «христианского воина» есть факт литературоведческой науки или факт интерпретации? Вообще, применимо ли понятие факта к сфере литературоведческого анализа? Исследователь применяет несколько процедур: 1) внимательное чтение текста; 2) помещение его в исторический, интеллектуальный и рели гиозный контекст культурной эпохи; 3) проблематизация авторского замысла; 4) анализ других интерпретаций и отношение к произведению в контексте мировой литературы. Автор ищет смыслы, которые, как он полагает, Шекспир вложил в художественные образы, в развитие сюжета, композиционные построения. Вот авторское кредо: «...надо верить тому, что пишет Шекспир, и спокойно идти по его следам, просто внимательно читая то, что он написал, без домыслов, без пост модерна, ибо искусственность и жеманство сам Шекспир высмеивал не раз»1. Исследователь внимателен к «мелочам», хотя известно, что в тексте мелочей не бывает, все несет авторскую смысловую нагрузку. Существенно, например, что Гамлет — «книжный мальчик», которого Шекспир отправляет в университет в Виттенберг, центр протестантской мысли XVI в. Такой анализ сочетает методы классического литерату роведения и широкого культурно-исторического и контекстуального анализа. Разумеется, это не единственный способ литературоведче ского открытия как создания факта-интерпретации (позволю себе такой термин) в истории литературы. Однако возможны и другие методы, и они широко применяются в литературоведении.

Применяется ли в рассмотренном нами примере то, что в мето дологии науки называют теоретическими схемами? Полагаю, что они латентно содержатся в тексте, так сказать, в «свернутом виде», являясь при этом методологическими опорами для решения исследователь ских задач филолога. Это понятия и культурно-исторические концепты (Ренессанс, протестантская этика, христианский государь, языческая месть и др.), это словарь христианской веры (рай, ад,

Новости