Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 440



процесса, которая включает три момента: во-первых, исторический материализм вскрывает закономерности развития общества, поэтому историю общества он рассматривает как естественноисторический процесс, подчиняющийся объективным закономерностям; во-вторых, исторический материализм требует рассматривать историю общества как процесс и результат деятельности людей; в-третьих, человек творит историю, но и история творит человека, исторический мате риализм требует рассматривать историю общества как процесс развития, историю развития самого человека. Эту важную мысль Келле китайские философы знали уже давно, давали ей высокую оценку, но только сейчас она проявила в Китае свое реальное значение. При обсуждении в настоящее время в кругах китайской философской общественности проблем исторического материализма философы вольно или невольно с различных точек зрения касаются второго и третьего моментов вышеуказанной мысли Келле. Читая сегодня произведения Келле, китайские философы могут еще полу чить из них полезные указания.

Советский специалист Келле пятьдесят шесть лет тому назад уехал из Китая, однако в сердцах его китайских друзей, в сегодняшних китайских философских дискуссиях философ Келле по-прежнему вместе с нами.

Что касается меня, то, как только произносится имя Келле, мое сердце само собой начинает испытывать чувство волнения. В 1979 г., приехав из провинции Шаньси, я поступил в аспирантуру философ ского факультета Китайского Народного университета, моим руково дителем был студент профессора Келле, поэтому я являюсь студентом его студента. Будучи аспирантом, я начал читать труды советских фило софов, с 1981 г. стал специально изучать советскую философию, для чего было необходимо знакомиться с большим количеством матери алов на русском языке. При чтении их, а затем занимаясь переводами, я встречался с большими трудностями в понимании текстов на русском языке. И каждый раз при разрешении этих трудностей я обращался за помощью к переводчику профессора Келле во время его работы в Китайском Народном университете — профессору Чжун Юйжэню, поэтому можно сказать, что мой путь к изучению советской и русской философии также связан с профессором Келле, опосредованно

Новости