Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 452



ального бытия общества», а в историческом материализме она учиты валась. Профессор Келле объяснял, что в обществе существуют: духовная, политическая, социальная структуры, и задача обществове дения состояла в изучении закономерных связей между разными компонентами системы связей, с одной стороны, и законами развития общества — с другой. Предмет исторического материализма — наиболее общие законы взаимосвязи разных компонентов социального целого, развитие и смены социальных систем, законы, опирающиеся на мате риалистическое решение основного вопроса философии примени тельно к обществу. Причем существуют статистические аспекты иссле дования, сводимые к тому, что всё можно узнать из особенностей развития экономической структуры общества, и динамические аспекты изучения развития всех этих сторон. Общество невозможно постичь в мгновенном срезе, а только — в истории.

В.Ж. Келле ввел понятие «уровней методологического анализа»: более и менее общие уровни анализа. Он предложил типологизацию социального знания, обращая внимание на некоторое несовпадение гуманитарного и социологического знания, например, в кибернетике, социологии. Причём обращал внимание не только на идеологические различия в общественном познании. Деятельностный подход к обще ственной жизни означал, что действия индивида, коллективного или социального субъекта, связаны с содержанием, мотивами, которые можно свести к интересам людей, к целям деятельности, задаваемым условиями жизни, и которых бывает не одна, а несколько, к средствам деятельности, к направлениям деятельности и её результатам. Деятель ность субъекта не задана, а определяется конкретными условиями. Общественные законы определяют сознание, мотивы, стимулы, цели, но не абсолютно. Так как реализация их зависит от субъективного начала. В защиту субъективного фактора выдвигается следующий довод: он — необходимый компонент действия социальных законов. Это означает, что действие законов не снимает ответственности субъекта за его деятельность. Метод классового анализа, без которого нельзя глубоко проникнуть в историю человечества, требует умелого исполь зования: без учета внутриклассовой дифференциации нельзя оценивать социальные явления; классовый подход — «бритва», которой надо уметь пользоваться, нельзя его вульгаризировать.

Новости