И. М. КРАСНОВ
Советский Союз глазами американцев. 1917-1977.
Документы и материалы
стр. 97

Когда мы слушали оратора, мы начали думать, почему, если можно было в России покончить с еврейскими погромами, нельзя в Соединенных Штатах положить конец линчеванию черных? Если евреи, узбеки, татары и другие угнетенные народы могли получить равенство от нового строя в России, то почему же наш народ не может добиться равенства негров в Соединенных Штатах? Если народ царской России, подвергавшийся колониальному угнетению и не имевший никаких возможностей для социального развития, образования, изучения языка, получения высокой квалификации, к которому старый режим относился как к социальным париям, смог теперь достичь свободы и стать равным, то разве из этого не следует, что наш класс и наш народ могут добиться свободы и равенства и в нашей стране? Я начал понимать, что решение вопроса о свободе «расы» должно идти рука об руку с борьбой против всякой и всяческой эксплуатации.

В те дни концепция «расовая принадлежность» была ведущим принципом прогрессивных негров в Канзас-Сити. Чрезвычайно редко кто осознавал единство интересов черных и белых рабочих. Подчиняясь политике монополий, профсоюзы исключали негров из своих рядов.

Я прочел «Десять дней, которые потрясли мир» Джона Рида, и мне захотелось почитать еще о Ленине. Я увидел, что общественные науки, так же как и естественные, интернациональны.

Борясь с феодализмом в царской России, Ленин изучал сельское хозяйство Соединенных Штатов. Я узнал, что Ленин отметил национальный характер негритянского вопроса. Этот научный вывод заставил меня добавить к понятию «раса» понятие «национальность». А отсюда следовала необходимость отвергнуть такие буржуазные либеральные и социал-демократические ответы на вопрос

о пути к свободе, как просвещение, гуманитаризация, филантропия и моральное убеждение. Вопрос стоял о революционной борьбе против национального угнетения в союзе с борьбой рабочего класса по всей стране за свои права. А борьба за единство черных и белых ставила на повестку дня кое-что новое для Соединенных Штатов, а именно борьбу против шовинизма как в теории, так и на практике.

Борьба Коммунистической партии с белым шовинизмом в 1931 г. привлекла внимание всей страны в связи с делом белого члена партии Йокицена, обиинецного в шо-

Новости