Пашуто В.
Внешняя политика Древней Руси
стр. 21



торгового центра 13, как нет и данных о варяжской земельной собственности на Руси ни в летописях, ни в сагах, ни в актах 14. Примечательно и отсутствие в топонимике производных от женских имен — следовательно, норманы не селились семьями, а женились на славянках и быстро ассимилировались 15.

Домыслу о норманском завоевании Руси противоречит приведенный текст предания в нашей летописи, не подтверждают его и скандинавские лапидарные памятники. В Швеции немало камней, посвященных гибели викингов в походах на Восток. На Руси их нет, кроме одного, на о-ве Березань: «Грани воздвиг этот памятник своему товарищу Карлу» ; то же видим и в Восточной Прибалтике: 10 рунических камней знают поездки викингов в земли эстов, курнтей, земгалов; из них с Русью связан лишь Иигвар, по и то косвенно: через Русь он ходил в Sorkland, т. е. на сарацин (арабов) 17.

Несостоятельно и утверждение о христианизации Руси варягами, ибо оно основано на исландских сагах второй половины XII — середины XIII в. (особая редакция саги об Олафе Трюгвасоне, отражающая мисоийные (взгляды монахов Одда и Гуннлауга; Кристни-сага и повесть о Тор-вальде-путешественнике). Чем активнее действовала папская курия на северо-востоке, чем острее становились столкновения Руси с правительствами стран Северной Европы в вассальной сфере в Чудской, Карельской, Финской и Лопьской (Саамской) землях, тем ярче тенденциозный церковный отпечаток на исландских сагах. Саги сохранили далекий литературный отклик на христианизацию великой страны Руси, подобно тому как это сделали и восточные хронисты (см. стр. 105—106). Для изучения христианизации Руси они источником служить не могут 18.

Наконец, и само предание о Рюрике лишено прочных исторических корней. Г. Ловмяньский, пересмотрев взгляд и доводы Н. Т. Беляева 19, блестяще доказал, что в пору жизни реального Рорика Фрисландского прямых связей ни Фрисландии, ни Дании с Русью не было и вся деятельность этого викинга времен Лотаря и Карла Лысого в 40—70-х годах IX в. протекала в кругу датских и германских интересов. В IX в. фризы не ходили на восток дальше датского Шлезвига и шведской Бирки, откуда жители ездили в Дорештадт. Шведы были хорошо известны в Германии и потому, попятно, вызвали удивление в Ипгельгейме в


Новости