Пашуто В.
Внешняя политика Древней Руси
стр. 64



лах Кавказа. Египетский историк Ибн Зафир (1171 — 1226) сообщает об участии руссов вместе с болгарами и армянами в битве с войсками сирийского эмира Сайф ад-даула у крепости ал-Хадас (954 г.) 56. Арабский хронист ал-Мас’у-ди в «Книге предупреждения» 57(956 г,) отметил, что византийские власти разместили руссов, армян, болгар и печенегов «гарнизонами во многих из своих крепостей», примыкающих к сирийской границе. Это, впрочем, не избавило Византию от необходимости иметь в Мдазии, на побережье Дарданелл оборонительные сооружения против русских кораблей 58, а основу безопасности своих владений от Руси (и венгров) видеть в союзе с печенегами59. Русские несли не только гарнизонную, но и дворцовую службу: крещеные русские участвовали в придворных церемониях, например в приеме послов тарского эмира60.

Ввиду оказанного, поездка в Константинополь в 957 г. княгини-христианки Ольги, давно особенно тесно связанной с христианизированной частью дружины61, представляется вполне закономерной. Поездка была, вероятно, вызвана желанием Олыж ввести на Руси христианство, но добиться этого ей не удалось. Руси пришлось завоевывать суверенное христианство гари Владимире. Византийское правительство опасалось вхождения Руси в ранг великих христианских держав. Император лишь «нарек ю дъщерыо собе», а патриарх «благослови ю»62. Константин решил продолжать игру на печенежско-русских противоречиях. Этим вызвано недовольство княгини поездкой и ее посольство с той же целью ко двору германского императора Оттона I, которое тоже не принесло успеха, но по другой причине (см. стр. 120).

Во время визита Ольги был, вероятно, подтвержден и расширен договор 944 г., и она получила дары, быть может, отчасти в уплату за службу русской дружины. Император «дасть ей дары многи, злато и сребро, паволоки и съсуды различныя». Новгородский посол XIII в. Добрыня Ядрей-кович утверждал даже, что она «взяла дань, ходивше к Царьграду» 63. В грамоте Константина, переданной послами, прибывшими, вероятно, брать с княгини и ее дружины клятву, говорилось: «Много дарих тя. Ты бо глаголаше ко мне, яко аще возъвращюся в Русь, многи дары прислю ти: челядь, воск и скъру, и вой в помощь» 64. Словом, если не считать христианизации, круг проблем, волнующих обе страны, прежний.



Новости